СТРОИМ ЭКО-ДОМ. Часть 3. Воздействие Духа Места на архитектуру

СТРОИМ ЭКО-ДОМ. Часть 3. Воздействие Духа Места на архитектуру

Пока нет конкретного участка, невозможно  спроектировать дом до конца.  Поскольку  имеет огромное значение, как организована территория, какая  ориентация по сторонам света, где вход, какой рельеф, есть ли на нем деревья и какие, есть ли существующие постройки, которые можно сохранить, насколько близко находятся дома соседей, есть ли поблизости значимые объекты, водоемы и так далее.

Все это влияет на проект самым непосредственным образом и определяет облик будущей архитектуры, которую нам хочется назвать словом КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ, или реагирующая. Для нас это важная составляющая понятия “ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА”, так как архитектура не может быть экологичной, если она не состоит в многослойном диалоге с миром,  с окружением, с людьми и культурным контекстом. Она просто не имеет права быть отдельной и самодостаточной, спроектированной в стерильной атмосфере студии и стоящей, как новая игрушка, в совершенно диссонирующей с собой среде. Архитектура – это абсолютно средовое искусство, призванное уточнять, дополнять и доразвивать уже существующее место, соединяясь и растворяясь в нем.

У нас есть такое понятие, как Дух Места – совокупность средовых качеств, влияющих объектов, общей атмосферы.
Наши студенты при проектировании уделяют этому этапу много внимания – делают предпроектный анализ и изучение Духа Места  – своего рода портрет, только не человека, а заданного куска среды. Иногда результатом этого становятся очень выразительные художественные работы, особенно если есть исторический или другой культурный контекст.

Студенческая работа - изучение Духа Места 1

Изучение Духа Места. Студенческая работа.

Именно поэтому важно было увидеть Место, почувствовать его, его Душу, услышать его голос и подсказки, понять что нужно и уместно здесь.

Вид от ворот на озеро 1

Наше  Место действительно оказалось духовым – участок расположен в 30 метрах от живописного озера, с небольшим яблоневым садом, усыпанным яблоками, и несколькими березами, сильно заросший и заброшенный. На участке  много хозяйственных построек разного размера и назначения.  Вход с юга, от озера. Дом явно напрашивался в глубине – чтобы северная сторона была сзади, как можно дальше к границе участка, и можно было максимально использовать солнечную территорию.

яблони на участке

В постройках, которые частично пришлось разобрать, нашли кучу старых живописных дверей – будем их восстанавливать и использовать в интерьере и возможно на фасаде .
Еще из артефактов: среди зелени  обнаружился почти вросший в землю старый грузовичок ГАЗ, который можно превратить в объект для детей.

заброшенный грузовик

От первоначальной идеи цельного протяженного  дома-бруса на участке решили  отказаться – слишком громоздким и немасштабным он здесь казался. Да и сильно  загораживать южную сторону соседям тоже не хотелось. Самым правильным оказался относительно проницаемый расчлененный силуэт, растворенный в зелени.

Следующей задачей была привязка дома к участку.
Оказалось, что если ставить его так, как задумано в проекте, пришлось бы вырубить почти весь яблоневый сад.. Возникло стойкое желание сохранить большинство  деревьев, сделав это основным условием проектирования.
Дальнейший поиск привел к появлению довольно непростой конфигурации плана, изящно огибающей все растущие в этом месте деревья, которые как бы прорастали сквозь дом – такой синтез архитектуры и природы..

реакция формы дома на деревья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но к сожалению (или к счастью) процесс создания проекта дома – вещь многомерная, учитывающая огромное количество факторов, кроме контекста – конструкция, функция, внутренняя планировка, стоимость, энергоэффективность – необходим баланс. Изрезанная конфигурация, несмотря на свою выразительность, увеличивала контур дома и сильно сокращала теплоэффективность постройки, – фактор, очень важный в нашем климате. К тому же, не было полной уверенности, что плодовые деревья хорошо перенесут такое  близкое соседство и сохранятся.

Поэтому финальный план соединил в себе следы всех размышлений – большинство деревьев сохранилось, под одну самую большую яблоню по центру было сделано заглубление в теле дома, остальные будут компенсированы новыми высадками.

В итоге сложился образ двух отдельных домов разных очертаний, соединенных между собой связью-переходом по первому этажу, перед входом в который, прямо по центру, в заглублении – растет дерево.

Елена Тарутина

Related Posts

Комментарии отсутствуют

Добавить Новый Комментарий