Будильник для творчества. Задание 3. Погружаемся в тайну света и тени.

Будильник для творчества. Задание 3. Погружаемся в тайну света и тени.

Приветствую арт-марафонцев! Вы хорошо поработали на этой неделе, а многие даже основательно испачкались, получив от этого заряд радости. Ну, а меня порадовали ваши работы – их очень много, и, несмотря на свою разность, все замечательные! Спасибо за ваш энтузиазм и желание творить!  Продолжаем погружение)

 


Итоги знакомства с углем.

Выполняя последнее задание по освоению угля, многие открыли для себя, что взаимодействие с этим материалом – интересный и медитативный процесс, в который мы вовлекаемся целиком.
Включаются руки, тело, тактильные ощущения, звуки, зрительное наблюдение за оставляемым на бумаге следом, – все вместе это запускает механизм погружения в поток игры, экспериментирования, похожий на то, что чувствуют дети, открывая для себя песок, краску, тот же уголь, и огромное количество других удивительных материалов, начиная от зубной пасты и заканчивая грязью в луже. Для детей это совершенно нормально и естественно, и это наполняет их интересом и азартом. К сожалению, почти все взрослые часто забывают эти механизмы. Мы в луже возиться не будем, но у нас есть уголь!

В прошлый раз мы размялись и попробовали свои силы – по-разному изобразили предметы и нашли свои сюжеты. Я решила посвятить этому материалу еще одно занятие, и на этой неделе мы с его помощью будем открывать тайны света и тени.

Тон и светотень  – основа зрительного восприятия мира.

Без светотени мы не могли бы воспринимать этот мир. Если бы не светило солнце, мы ничего не увидели бы из-за темноты. Но и если бы свет был равномерный и заливающий со всех сторон, и в нем отсутствовала тень, воспринимать такой мир нам было бы тоже не просто.
Или представьте, что все предметы и окружение имеют одинаковый тон – мы с трудом ориентировались бы в таком пространстве, даже если цвета в нем были разные.

Свет и тень – два основных фактора, помогающих понимать, читать и проявлять форму, создавать глубину пространства, вылепливать выразительные объемы. Самое чудесное средство, инструмент самой природы, помогающий нам жить, воспринимать, восхищаться.
Конечно, есть еще много важного, например, цвет – тоже очень значительное явление. А еще есть фактуры и поверхности, отражения и рефлексы..

Но все же тон и светотень, на мой взгляд, – первичны, так как закладывают саму основу восприятия. Конечно, чтобы научиться их рисовать в нужных местах, необходимо понимание того, как устроена форма, перспектива, как падает свет – и в этот момент у меня появляется соблазн начать вас учить основам всего этого, дать базовые навыки и упражнения. Но я себя останавливаю, так как задачи курса «Будильник» другие – пробудить интерес, отыскать вдохновение, поэкспериментировать, попробовать разное. Для кого-то это будет как раз то, что надо, а кто-то захочет большего. Но это будут уже задачи другого курса, о котором я обязательно подумаю.

А сейчас – нам пока достаточно того, что видят наши глаза, ведь если внимательно всматриваться в предметы и среду, распределение тона и свето-тени становится понятно.
Немного поясню: тон – это то, что принадлежит самому предмету (то, насколько он светлый или темный изначально), а светотень – это то, как предмет освещает солнце или другой источник (в свету он расположен или в тени)

Диапазон использования тона и светотени в рисовании очень велик – это могут быть и нежные, чуть прорисованные нюансы на изящном белом предмете, а может быть и резкий, нарочито-заостренный контраст между областью света и глубокой падающей тенью.
И то, и другое состояние может быть выразительно и интересно, но чтобы освоить эти средства, не имея серьезных навыков рисования, лучше начать с заострения контраста – усиления тени и облегчения света.

Это поможет лучше разобраться в натуре и сделает рисунок более внятным. Некоторым такое рисование может показаться слишком мрачным или грубым, но можно посмотреть на ситуацию иначе – именно в таком рисовании мы можем проявить мощь и энергию.

А еще – в нем скрыто волнующее и загадочное состояние тайны, недосказанности, вечного диалога света и тени, которые метафорически «борются» друг с другом, но именно в их взаимодействии и проявляется истинный смысл предметов, которые мы видим перед собой.

Немного расскажу про примеры, и попробуем нарисовать сами.

01

Сюзан Эшварт

Здесь мы видим хорошо проявленный свето-теневой контраст  – глубокое поглощающее пятно тени, и прямоугольник света, в котором стоит залитый солнцем букет. В тени мы не видим ничего, кроме черноты, но именно это и позволяет максимально выделить основного героя – стакан с цветами. Почти абстрактная картина, очень эскизная проработка деталей – но насколько мощно проявлено состояние.

02

Бенжамин Федоски

Так же свето-теневой контраст, но освещение мягкое, рассеянное, без резких границ теней. Очень атмосферная работа.

03 копия

Северные дома, фото. Елена Тарутина

04

Северные дома, рисунок. Елена Тарутина

На этом фото и рисунке я зафиксировала тональный контраст черной и белой материй – мощных северных домов и снега.

Делаем контрастную копию.

05

Джорджио де Кирико

Это – картина итальянского художника Джорджио де Кирико, для которого контраст был одним из основных приемов работы. Его картины метафизичны и таинственны, активная светотень максимально усиливает это ощущение. На этой работе – тень в виде сломанной диагонали, причем в свет отлетают теневые кусочки, а в тень – световые..

Попробуем нарисовать обобщенную копию. Начинаем с того, что слегка «пачкаем» лист углем в местах расположения тени – для того, чтобы почувствовать лист наощупь, войти с ним в контакт  и смелее проводить линии. Слегка заштриховываем и растираем, пятно можно корректировать – стирать, добавлять:

06

Дальше намечаем основные линии, не обращая внимания на мелкие детали. Их тоже можно легко передвигать и стирать, и пусть их следы немного просвечивают – это даже красиво. Кстати, перспектива у Кирико неправильная, поскольку он слегка сюрреалист. А мы просто разбиваем лист на основные крупные членения и намечаем направления. Вспоминайте разминки с линиями из прошлого урока – здесь особенно подойдут «взлетающие» прямые. Но можно делать и так, как получается. Добавляем тон.
Вот кусочек видео с этой стадии: https://www.youtube.com/watch?v=FTa8nKLiMx0

07

Усиливаем тон, намечаем арки и фургончик. Никакого построения в арках я не делаю, кладу тон крупными пятнами. Да, и совершенно не обязательно делать идеально, как под копирку – такой цели нет, главное – передать основные пропорции и композиционную идею.

08

Затем можно добавить мелочи (это необязательно, – хотя условный силуэт девочки и тень вдалеке создают дополнительную драматургию) и еще раз усилить темные места.
09

А дальше берем другой лист и рисуем на нем тональную формулу этой картины, доводя тень и свет почти до абстрактной композиции. Это и само по себе выглядит выразительно, и помогает нам начать лучше видеть светотеневые темы вокруг.

10

И традиционно, после этого будет «работа в полях» – вы сами ищите выразительные светотеневые или тональные сюжеты (благо, солнца уже много) и рисуете две версии одного и того же – просто проявляя контраст, и потом – доводя его до формулы.
Ищите те сюжеты, где свет и тень являются главными персонажами, убирайте лишние детали, оставляя самое главное.
Вам в помощь еще один пример, где был использован похожий прием – мой рисунок повети серверного дома из ролика.

Вначале – узнаваемый рисунок с активной светотенью, затем доведение до формулы, и следом – почти абстрактная композиция «по мотивам», сделанная в технике коллажа.

11

Поветь северного дома, свето-теневой рисунок. Елена Тарутина

12

Поветь северного дома, свето-теневая формула. Елена Тарутина

13

Поветь северного дома, коллаж по мотивам. Елена Тарутина

Другие примеры работы со светотеневыми контрастами можно посмотреть здесь:

http://tarutina.ru/2016/04/19/rabotaem-so-svetotenevyimi-kontrastami/
Задание кратко:

  1. Делаем копию картины и ее тональную формулу.
  2. Обращаем внимание, как ведет себя светотень и тон в окружающем мире.
  3. Находим свои контрастные сюжеты, делаем рисунок и формулу.

Кстати, хороший совет от участников – можно повестить все свои работы по курсу на свободную стену, и иметь все на виду. Очень заряжает и настраивает на действия и поиск новых сюжетов – попробуйте!

 

Организационная информация.
Для тех, кто хочет присоединиться уже в процессе – начинайте с первых заданий, хотя бы просто со знакомства с ними.
Работы курса собраны в Instagram  под тегом #будильникдлятворчества, там можно посмотреть сразу всех участников и работы по заданиям.
Творческих успехов!

Related Posts

комментарии

  1. Наталья Дмитриева

    Прекрасные вдохновляющие призывы к каждодневной встрече с карандашом и бумагой! Здорово!

    • Елена Тарутина

      Наталья, спасибо! Рада, что вдохновляют)))

Добавить Новый КомментарийОтветить на Наталья Дмитриева