Как чаще возвращаться в творческое состояние – Художник Елена Тарутина

Как чаще возвращаться в творческое состояние

by Елена Тарутина

Тут сразу надо сказать, что любимое многими оправдание собственного бездействия в виде ожидания так называемого “Вдохновения..” – занятие абсолютно неблагодарное, бессмысленное и в значительной мере инфантильное. Если оное вдруг вас посетило – нужно порадоваться, как внезапному подарку небес, и использовать с умом. Но ждать вдохновения нельзя, его нужно создавать самому. Причем получаться будет не всегда. И тем не менее, это не повод останавливаться.
В творческой профессии, и в просто творчестве для себя (если, конечно, хотеть достичь какого-то результата, а не использовать его для “переключения”), необходимо постоянное, планомерное движение. И часто оно происходит “вопреки”, а не “благодаря” своему состоянию. Поэтому одно из первых условий достижения состояния вдохновения – это самодисциплина, планирование работы, регулярность. И, конечно же, не факт, что это всегда будет происходить “в ударе”, но регулярность действий постепенно увеличит частоту появления искомого состояния.

Что же можно сделать, чтобы все-таки чаще находится в состоянии потока?
Для начала нужно себя изучать и фиксировать, что именно у тебя вызывает потоковое состояние, когда творить легко, и есть ощущение подключенности ко вселенной, так как универсальных рецептов не может быть. Поделюсь своим опытом, а также опытом других творческих людей и нескольких наблюдаемых поколений студентов-архитекторов.

Время дня
Разное время дня (и события в дне) несут разную энергию – наполнения и отдавания, сфокусированности и распылености, напряжения и расслабления. Их важно чувствовать и организовавать свои действия в соответствии с этим ритмом. У меня искомое состояние чаще бывает рано утром, когда все спят – пространство становится моим, и концентрироваться в нем легко. Это имеет обоснование  – энергия раннего утра (до 6 часов) для этого лучше всего подходит.  Поэтому можно в это время планировать что-то важное и требующее полной отдачи.  У кого-то это происходит глубокой ночью (у меня именно так и было во время учебы) но это чревато постепенной потерей здоровья и жизненной силы.

IMG_0676-1
Среда вокруг
Важно пространство, в котором происходит работа – нужно “настроить” его под себя, как один из главных инструментов. “Идеального” порядка у творческого человека быть не может по определению, но и захламленная неструктурированная среда не добавит желания двигаться вперед, – обычно она давит своей невнятностью, непониманием, где что лежит и неудобством нахождения в ней. Приятно точно знать места всего, что может понадобиться, всех архивов работ и хранения. Должна быть легкость в ориентации и пространство для маневра и эксперимента. Мне удобно, когда есть возможность организовать два рабочих места  – для работы за ноутбуком, включая планирование, чтение и записи, и место для взаимодействия с красками, большими форматами, возможно, макетами или другими материалами.
Структурирование пространства с помощью простых стеллажей и контейнеров Икеа обычно помогает быстро и дешево это организовать.
Но кроме структуры и организации, необходимо еще и вдохновляющее наполнение – в виде тех вещей, которые будят сознание, глаз, руку, настраивают на иное восприятие реальности. Архитектор Ле Корбюзье называл такие предметы “объектами поэтического отклика” – его мастерскую наполняли раковины, камни, коряги и прочие найденные объекты.

IMG_9594-1
Навык графической фиксации
Нужно, чтобы руки дружили с разными материалами (карандаши, фломастеры, ручки, пастель, акварель, уголь..) и можно было уметь легко зарисовывать все, что хочешь – интересный фрагмент реальности, идею, образ, картинку из книги, предмет.. Это, с одной стороны, дает свободу и уверенность, а с другой – такое телесное взаимодействие, когда у тебя нет страха, и ты не боишься, что что-то не получится, а просто берешь и проводишь линии, красишь, соединяешь – включает особую энергию потока, в котором все начинает происходить по своим законам, как бы “само собой”.

Питательный раствор
Одно из самых результативных средств – это погружение в питательный “бульон” для раскачивания, проявления, создания и доваривания собственного художественного ощущения. Такой бульон можно создавать из книг, фильмов, впечатлений и наблюдений за реальностью, но в большей степени это, конечно, мастера, художники, другие интересные люди,  которые дают вдохновляющий импульс и заряд на собственные действия.
Если их не только смотреть, но и пытаться пропускать через себя непосредственно – зарисовывать и записывать важное, то, что зацепило – это будет откладываться внутри и становиться частью тебя. Можно создавать целые альбомы и папки из такого самообучения, и в процессе фиксировать выводы, мысли и идеи.

Картина жизни или концентрат
 своих смыслов
Мне часто хочется видеть перед глазами своеобразную “точку творческой сборки”, в которой, помимо рациональной информации типа календарей, списков, планов – есть то, что пробуждает глубинные смыслы, воздействует непосредственно на органы восприятия и возбуждает детский азарт двигаться дальше. Такой коллаж-композиция из образов, записей, фото, интересных графических листовок, своих эскизов, надписей-целей и многого другого.

IMG_0673-1


Фрирайтинг или потоковое письмо
Одно из моих последних открытий. Сама техника много где описана, в том числе в книге Джулии Кемерон “Быть художником” под названием “утренние страницы”. Метод непринужденного диалога с собственным бессознательным, почти медитация на бумаге. Смысл в том, что каждый день (лучше утро) нужно записывать поток мыслей в течении примерно 20 минут (или 3 страницы). Это может быть просто отображение мыслительного процесса или чуть более направленное нужным вопросом размышление. Результат – от психотерапии до инсайта. Но тут вся суть в регулярности. У меня самое интересное стало происходить через 2 недели ежедневного письма, и я теперь использую этот инструмент и для изменения состояния, и как коучинг для самой себя и как возможность расширения видения и более глубокого осмысления.

You may also like


Warning: Undefined array key 0 in /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-content/themes/soledad/comments.php on line 2

Fatal error: Uncaught ValueError: shell_exec(): Argument #1 ($command) cannot be empty in /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-content/themes/soledad/comments.php:2 Stack trace: #0 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-content/themes/soledad/comments.php(2): shell_exec('') #1 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-includes/comment-template.php(1618): require('/var/www/u07677...') #2 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-content/themes/soledad/content-single.php(375): comments_template('/comments.php', true) #3 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-includes/template.php(792): require('/var/www/u07677...') #4 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-includes/template.php(725): load_template('/var/www/u07677...', false, Array) #5 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-includes/general-template.php(206): locate_template(Array, true, false, Array) #6 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-content/themes/soledad/single.php(159): get_template_part('content', 'single') #7 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-includes/template-loader.php(106): include('/var/www/u07677...') #8 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-blog-header.php(19): require_once('/var/www/u07677...') #9 /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/index.php(17): require('/var/www/u07677...') #10 {main} thrown in /var/www/u0767711/data/www/tarutina.ru/wp-content/themes/soledad/comments.php on line 2
WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.